Медиабезопасность
Медиабезопасность
В современном мире мало кто задумывается о том, где найти ответ на тот или иной вопрос. Сотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являются самыми распространёнными средствами обмена идеями ХХ века, которые не только не прекратили своего стремительного роста, но и продолжают удерживать пальму первенства популярности. Интернет способен, с одной стороны, сделать жизнь человека комфортной, с другой — привести к беде. На основании этого стоит обратить внимание на такое понятие как «медиабезопасность».
Медиа — это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность средств и приёмов, служащих для передачи информации человеку.
Это могут быть:
- медиасредства массовой информации (телевидение, периодическая пресса, радио, кабельные телевизионные сети);
- директ медиа — коммуникационные системы передачи информации (интернет, телефон, почта);
- медианосители — отдельные носители информации (письма, записи на аудио- и видеоносителях, видео-, аудио-, презентации);
- социальные медиа — средства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, блоги, персональные сайты, самиздатовская периодическая пресса).
Безопасность — это состояние защищённости от последствий воздействия на человека, а также защищённость жизненно важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз. Информационная безопасность детей — состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Каждый человек, взрослый или ребёнок, должен знать чёткую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, а государство старается защитить интересы каждого человека и направить его деятельность в интернет пространстве в нормативное русло. Особенно большое внимание уделяется безопасности детей. С этой целью создана целая нормативная база защиты детей от информации, которая причиняет вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.
К таким документам относится:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895, в которой закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства.
4. Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
5. Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в действие 01.09.2012. Федеральный закон устанавливает правила медиабезопасности детей при распространении на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях радиотелефонной связи. Закон содержит ряд инновационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещённая для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определённых возрастных категорий.
К информации, запрещённой для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, призывающая принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- информация, оправдывающая противоправное поведение;
- информация, содержащая нецензурную брань;
- информация, содержащая информацию порнографического характера.
На сегодняшний день встала очень важная задача необходимости формирования информационной культуры школьников. Само понятие информационной культуры включает совокупность умений, знаний и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в информации.
Информационную культуру составляют:
- медиаграмотность
- медиаобразование
- информационная грамотность.
Медиаграмотность — определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и формирование коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиаобразование — выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии. Разработка и практическая реализация педагогического комплекса формирования и развития информационной культуры — одна из наиболее актуальных задач. В связи с чем возникла необходимость выработки научного подхода к внедрению в образовательный процесс вопросов обучения грамотного восприятия, анализа и критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.
Информационная грамотность — это комплекс умений работать с информацией — классифицировать её по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами. Интернет занимает важную часть жизни человека. Это не только информационный и социальный, но и развлекательный ресурс, что особенно привлекает детей.
Сегодня они начинают пользоваться сетью Интернет довольно рано, а в школьные годы уже владеют технологиями лучше многих взрослых. К сожалению, Интернет не так безопасен, как может показаться с первого взгляда. В нем существует огромное количество угроз, которые могут негативно сказаться на ребёнке.
К таким угрозам относятся:
- доступная для детей негативная информация;
- мошенники, онлайн-игроки и другие лица, прививающие детям склонность к азартным играм, выманивающие у детей конфиденциальную информацию о родителях и уровне материальной обеспеченности семьи, а также ставящие ребёнка в материальную и иную зависимость;
- педофилы, для которых дети становятся объектами развратных действий и преступлений;
- сектанты, навязывающие нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности;
- противоправные и социально-опасные действия самого ребенка;
- кибербуллеры-злоумышленники, которые унижают и «травят детей»;
- призыв к суициду и игры со смертью;
- селфхарм (преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений);
- экстремальные селфи;
- сайты «для взрослых»;
- различные радикальные движения против родителей и семьи, школ и педагогов.
В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их. Обеспечить безопасность сети помогут специальные фильтры, закрывающие доступ к опасным сайтам.
Чтобы обеспечить медиабезопасность, необходимо:
1. Изучить технику безопасности в сети Интернет, чтобы знать виды Интернет-угроз, уметь их распознать и предотвратить.
2. Уметь определять, какими функциями обладают компьютеры, планшеты, а также какое программное обеспечение на них установлено.
3. Взрослые обязаны рассказать детям, как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
4. Взрослые не должны позволять детям самостоятельно исследовать Интернет пространство, так как они могут столкнуться с агрессивным контентом.
5. В процессе обучения педагоги должны сами выбирать интересные ресурсы и предлагать их на учебном занятии.
6. Взрослым необходимо проверять правильность установки и настройки средств фильтрации контента, спама и антивирусов.
Родителям следует выработать вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нём должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, чётко сформулированы следующие пункты:
- Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
- Сколько времени дети могут проводить в Интернете.
- Что делать, если что-либо вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
- Как защитить личные данные.
- Как следить за безопасностью.
- Как вести себя при общении.
- Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.
Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют. Взрослым необходимо научить ребёнка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете. Родителям необходимо знать, с кем контактирует в Интернете ребёнок. Для этого необходимо проверять все контакты детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем общаются. Необходимо объяснить, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера, например, номер телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии. Если ребёнок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу. Не позволяйте вашему ребёнку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребёнок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребёнка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребёнок.
Необходимо также научить ребёнка правильному общению в сети Интернет. Дети часто общаются в сети на форумах, в социальных сетях, в блогах, пишут комментарии. Они высказывают свои точки зрения. Иногда мнения не сходятся, и начинается словесная перепалка, переходящая в состояние хамства, оскорбления, угроз. Необходимо объяснять детям, что в сети Интернет правила хорошего тона ничем не отличаются от правил в повседневной жизни. Нужно объяснить детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения угроз. Но в тоже время и сам ребёнок может стать жертвой хулиганства в сети Интернет. Это можно заметить по поведению ребёнка.
Переживания, замкнутость, отчуждённость, плохое настроение, потеря интереса к Интернету, депрессии, жалобы на головную боль — это могут быть симптомы того, что ребёнку угрожает какая-либо опасность в Интернете. В этом случае необходимо проверить все контакты и действия ребёнка в сети.
Подростки — эмоциональные существа, и часто могут переживать трудные времена, не видя выхода из отрицательно-влияющей социальной дилеммы. Многие подростки боятся сообщать о случаях издевательства своим родителям или школьной администрации, потому что опасаются дальнейших взаимных обвинений от хулиганов, которые их мучают. Эти ситуации могут быстро перерасти в чувство полного отчаяния, в которых подросток чувствует себя загнанным в ловушку и не видит выхода из неё.
Эти инциденты происходят во всех слоях общества — благосостояние или бедность, кажется оказывает незначительное влияние на то, кому навредить. В наше время почти у всех детей — богатых или бедных — есть смартфоны или планшеты, и социальная сеть — один из главных инструментов, используемых для поддержания отношений и обмена информацией. Поэтому главной задачей взрослых является контроль и обеспечение безопасности детей в компьютерной сети.
Кибер-буллинг (кибер-издевательства) и его профилактика
Наряду со всеми преимуществами мгновенных коммуникаций и современной информационной взаимосвязи, с доступом — в Интернет, существуют и определённые опасности, связанные с чрезвычайно быстро и повсюду распространяющейся информацией и не всегда хорошей. При этом как-то отреагировать или контролировать её всегда возможно.
Детям и подросткам эта мгновенная и распространяющаяся доступность может причинить серьёзные проблемы. Они способны к подстрекательству слухов и угроз. Говоря современным языком, буллингу — издевательствам, которые могут довести других детей до состояния полного отчаяния. Кибер-издевательство, (то есть при помощи интернета) можно сравнить с эпидемией с увеличивающимися случаями по всему миру. На самом деле, некоторые исследования показали, что более сорока процентов всех подростков испытали ту или иную форму кибер-издевательств, и каждый четвёртый подросток сообщил, что почувствовал это на себе не единожды. Это тревожная статистика, учитывая тот факт, что кибер-издевательство может довести до того, что подростки пытаются покончить с собой.
Одна из опасностей кибер-издевательства заключается в том, что слухи, смущающая информация или уличающие видео и фотографии, могут быть распространены чрезвычайно быстро, «разлетаясь» по сети, среди очень широкой аудитории. Издевательства с руганью и распространением слухов среди нескольких сверстников, теперь заменилось — кибер-издевательством, включая сотни и даже тысячи свидетелей или участников. Иногда родителям, старшему поколению, кто вырос до того, как социальные сети в интернете стали настолько популярными, трудно понять потенциал, объём и проблему того, что может случиться в Интернете в течение нескольких часов или даже минут. Давайте рассмотрим более подробно, как всё это происходит и что с этим можно сделать.
Методы кибер-буллинга (издевательства)
Родители должны быть осведомлены о том, что технически подкованные подростки, желающие издеваться над другими, имеют широкий выбор средств в их распоряжении.
Кибер-издевательство может принимать различные формы. Часто это может быть просто распространение слухов, фото и видео в соцсетях, но существует несколько очень сложных и изощрённых тактик, используемых современными кибер-хулиганами для издевательств и пытки своих жертв:
«Райтинг» — включает в себя установку вредоносного приложения на чей-либо компьютер, что позволяет хакеру наблюдать за жертвой через веб-камеру компьютера в любое время. Изображения или видео, сделанные тайком затем могут быть использованы, чтобы смутить или шантажировать подвергшегося издевательствам подростка. Это может показаться продвинутым методом взлома для технически не подкованных родителей, но многие современные подростки обладают навыками, для выполнения такого рода нападений на частную жизнь.
Фальшивый профиль. Его относительно легко создать в социальных сетях. Всё, что вам необходимо — это имя и фотография человека, чтобы их можно было разместить в социальных сетях. Хулиган, выдавая себя за другого человека может высмеивать или смущать, манипулировать от имени человека, ставшего жертвой такого «розыгрыша», а люди будут думать, что профиль на самом деле был создан жертвой.
Создание группы в социальной сети, для того, чтобы писать компрометирующие комментарии о человеке, либо выставляя фото и видео (которые, кстати, тоже можно сделать с помощью специальных редакторов или искусственного интеллекта, который получает сейчас всё большее распространение). Один человек начинает поливать грязью кого-то, а другие присоединяются, чтобы нагнетать обстановку. Это одна из наиболее распространённых форм кибер-буллинга (издевательства).
Но это всего лишь несколько примеров использования интернета подростками для того, чтобы сделать жизнь другого ребёнка невыносимой.
Что делать родителям, чтобы защитить своих детей от кибер-издевательств?
Родители должны сначала осознать, насколько широко распространённым и мощным стал кибер-буллинг и, что от него никто не застрахован. Это не изолированное явление, а, к сожалению, повседневная реальность для большинства современных подростков. Даже если они не являются подстрекателями или жертвой, вполне вероятно, что они знают тех, кто участвует в этом. Поэтому родители и дети должны быть осведомлены об опасностях кибер-издевательств и знать способы защиты от этого.
Многие школы предоставляют информацию для родителей по данному вопросу, и родители могут самостоятельно изучить вопрос о том, как бороться и предотвращать кибер-издевательства.
Обсудите проблему со своими детьми. Пусть ваши дети знают, что они не будут наказаны за то, что сообщат вам информацию, касающуюся таких атак, даже если она будет компрометирующей и будет содержать интимные подробности жизни вашего ребёнка. Дайте им понять, что независимо от того, насколько ужасной может показаться ситуация, вы рядом, чтобы поддержать их и защитить от любых нападений подобного рода.
Убедитесь, что вы управляете и контролируете активность вашего ребёнка в интернете. Вы должны быть администратором их смартфонов, планшетов, ноутбуков и настольных ПК. Убедитесь, что вы знаете пароли к сайтам социальных сетей. Вы имеете полное право и обязаны следить за интернет поведением вашего ребёнка, но это не значит, что вы должны «совать нос» в любую его деятельность в Интернете. Главное: иметь чёткое представление об общем поведении вашего ребёнка онлайн и получить ясную картину о том, с кем он общается.
Используйте мобильную программу для мониторинга, чтобы защитить своего ребёнка. Одним из наиболее эффективных способов контроля интернет активности вашего ребёнка является установка программного обеспечения для мониторинга смартфонов — так называемое Приложение-трекер для телефонов. Такие мобильные приложения позволяют просматривать всё, что происходит на телефоне или планшете ребёнка, в том числе местоположение GPS. Это очень полезные инструменты для слежения за тем, какой информацией обменивается ваш ребёнок, с кем общается и где проводит своё время. Эти приложения просты в установке, использовании и абсолютно необнаружимы пользователем телефона. Сообщать или нет ребёнку о том, что он находится под наблюдением, решают родители. Эти мобильные приложения мониторинга становятся очень популярными среди родителей, которые обеспокоены кибер-издевательством, а также многими другими потенциальными угрозами, которым подвергаются дети в интернете.
Взрослым следует предпринять меры безопасности, если ребёнок использует такие хеш-теги: #f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру #млечныйпуть или состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Рина», «Няпока», «50 дней до моего...», «домкитов», «150звёзд», «ff33» или постоянно рисует китов, бабочек, единорогов не только на бумаге, но и на своём теле.
Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. «Родительский контроль» — не только определение из психологии или причина детской жалобы. В информационной среде данный термин применим к группе программ, которые ограничивают доступ к использованию вредных, опасных или негативно влияющих на ребёнка интернет ресурсов.
Программа «Родительский контроль» позволяет:
- сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или запрещена;
- задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях;
- указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчёт. Для каждой учётной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчёт о событиях.
Медиабезопасность детей в сети Интернет должна обеспечиваться совместными усилиями школы и родителей. Родители и образовательные учреждения могут использовать средства фильтрации контента и контроля доступа к определённым сайтам и приложениям, чтобы предотвратить доступ к нежелательному контенту.
Обучение детей основам цифровой грамотности поможет им развить критическое мышление, умение анализировать информацию и принимать осознанные решения в онлайн-среде. Путём создания безопасного, информированного и поддерживающего окружения мы сможем защитить детей от цифровых угроз и обеспечить им безопасный и полезный онлайн-опыт.
Интернет-аддикция
В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен «наркозависимости от Интернета», или интернет-аддикции. Дети могут стать зависимыми от интернета, а это может влиять на их физическое здоровье, социальные отношения и школьную успеваемость.
Поведенчески интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя всё своё время в виртуальной реальности.
Другое определение Интернет-зависимости — это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь оффлайн, и неспособность выйти из Интернет, будучи онлайн».
Симптомами интернет-аддикции являются:
- навязчивое желание проверить e-mail (почту) или сообщения в чатах и мессенджерах;
- постоянное ожидание следующего выхода в интернет;
- ребёнок проводит слишком много времени в интернете.
Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами интернета, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.
Часто Интернет-аддикция понимается гораздо шире. Сюда относят зависимость от компьютера, т. е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационную перегрузку», т. е. компульсивную (непреодолимую) навигацию по интернету, поиск в удалённых базах данных; компульсивное применение интернета, т. е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в интернете; зависимость от «кибер-отношений», т. е. от социальных применений интернета — общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может, в итоге, привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Интернет-аддикция может возникать, как зависимость от самых различных форм использования интернета. По своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей.
Интернет-аддикция — это не химическая зависимость, приводящая к разрушению организма. По воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т. п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается.
Большая часть интернет-зависимых «сидит» в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является чувство безопасности за счёт анонимности личности в сети при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами.
Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности, возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт — это неограниченный доступ к информации — информационный вампиризм.
Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, изменяются личностно. Это уже не та гармоническая личность, а уже аддиктивная. Зависимости от ролевых компьютерных игр основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой, сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Злоупотребляя этим способом ухода от реальности, люди теряют чувство меры, играя длительное время.
Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера и необходимости в психологической помощи.
Способы повышения безопасности:
1. Учитывайте правильную настройку средств общения.
2. Помните о том, что поведение в сети хоть и специфично, но всё-таки мало отличается от поведения в жизни.
Способы борьбы с интернет-зависимостью:
1. Постоянно находить полезные занятия. Важно помнить, что зависимости часто развиваются из-за безделья.
2. Общаться с реальными людьми, заводить друзей.
3. Вырабатывать по возможности новую (положительную) привычку в день, в течение месяца.
4. Ограничьте использование технических устройств.
5. Сократите список приложений и игр.
Единый общероссийский телефон доверия
для детей, подростков и их родителей:
8 800 2000-122 или 124
Информация подготовлена с помощью материалов Образовательного портала «Знанио».