События
Полезное воспитание: Режим дня и его значение для учащихся с ОВЗ
Для создания благоприятных условий при воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) родителям, прежде всего, необходимо знать особенности развития своего ребёнка, а также его возможности.
Дети с ОВЗ, имея слабую нервную систему, возбудимы, испытывают двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность длительных волевых усилий. Многие не выносят сильных раздражителей (громких звуков, яркого света), легко переутомляются, а долгая несменяемость видов деятельности вызывает у них эмоциональную напряжённость. Поэтому необходимо создать специальные условия и особый режим. Одним из условий является правильный, продуманный распорядок дня, то есть, чёткий и последовательный режим, который, прежде всего, облегчает работу взрослого, а детей приучает к определённому ритму жизни. Это, в свою очередь, способствует ровному настроению и благоприятному развитию, сохраняя и восстанавливая нервную систему ребёнка с ОВЗ.
Режим должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям и планироваться с учётом тёплого и холодного времени года. Важно, чтобы режим был охранительным, то есть — последовательным, постепенным и постоянным, с тщательным планированием и правильной организацией всех мероприятий в течение дня.
Можно выделить 6 основных компонентов такого режима:
1. сон2. личная гигиена
3. приёмы пищи
4. образовательная (учебная) деятельность
5. пребывание на воздухе (прогулки)
6. игровая деятельность и отдых.
Сон — должен быть полноценным. В возрасте 7-10 лет продолжительность ночного сна должна составлять не менее 10 часов, для детей в возрасте 11-14 лет — не менее 9 часов, в возрасте 15 лет и старше — не менее 8,5 часов. Подъём детей после ночного сна рекомендуется не ранее 7 часов утра, а отход ко сну должен быть не позднее 21:00 — 22:00 часов. Норма сна индивидуальна для каждого ребёнка, но не менее 8-9 часов. Только тогда сон будет способствовать восстановлению всех функциональных систем организма, а, в первую очередь, клеток коры головного мозга.
В режиме важно выделить время на личную гигиену ребёнка — утренний и вечерний туалет, переодевание, умывание, чистку зубов. Проводить это нужно в спокойной обстановке и не торопя ребёнка, но и не затягивая, в ущерб другим режимным моментам.
Питание должно быть сбалансированным по отношению белков, жиров и углеводов (1:1:4), а также с учётом витаминов и минеральных веществ, с интервалом между приёмами пищи не более 3,5 — 4 часов. Последний приём пищи должен проходить не позже, чем за 4 часа до сна и быть лёгким.
Образовательная, учебная деятельность и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, мелкой моторики, формированию навыков самообслуживания, а также двигательных навыков и умений играет немаловажную роль. При этом подготовка к урокам не должна превышать: в 1-3 классах — 1,5часа,
в 4-5 классах — 2 часа,
в 6-8 классах — 2,5 часа,
в 9-11 классах — до 3,5 часа
и, по возможности, должна чередоваться с паузами для отдыха, (например, физминуткой или гимнастикой для глаз) и сменой деятельности (чередуя выполнение письменных и устных заданий).
Пребывание на воздухе (прогулки), должны составлять от 2,5 до 3,5 часов ежедневно. Если есть возможность — поиграть в подвижные игры вместе с ребёнком или с другими детьми.
Отдых — умеренный просмотр телепередач, игры по собственному выбору, чтение литературы, создают у детей положительные эмоции. Но игры на компьютере, общение в мессенджерах, которые выбивают из режима дня, должны контролироваться родителями и лимитироваться по времени.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребёнка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности (вытереть пыль, полить цветы, сложить свои вещи и т. п.). Постарайтесь научить ребёнка заботиться о других. Стимулируйте его приспособительную активность, развивайте умения и навыки по самообслуживанию (по его возможностям). Предоставляйте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений или решайте возникающие проблемы вместе с ним.
Режим дня для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет большое значение. Дети, не соблюдающие режим, чаще испытывают беспокойство, отличаются расторможенным поведением, беспричинно капризничают и проявляют гиперактивность. При соблюдении распорядка дня создаются условия, при которых у ребёнка нет оснований для капризов и отказа подчиняться ряду установленных требований.
Привыкая к режиму ребёнку становится удобно, когда все события, происходящие за день (подъём, основные приёмы пищи, игры, занятия, прогулки, водные процедуры, сон) наступают в строго определённое время. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать своё поведение. При упорядоченной жизни у него расширяется кругозор, обогащается память, лучше развиваются внимание, мышление, формируется наблюдательность и любознательность. А, главное, стабилизируется эмоциональный фон и нервная система.
Выбрав наиболее оптимальные условия режима, а также формы воспитания, обучения и физического развития, родители смогут помочь своим детям с ОВЗ овладеть навыками самообслуживания, ориентировки в окружающем мире, и способствовать самостоятельной (насколько это возможно) жизни и социализации в обществе. Продуманный, правильно организованный режим дня — одно из условий успешного развития детей с ОВЗ.
Удачи, успехов вам и вашим детям!
По материалам: nsportal.ru